Внедорожные мотоциклы: классификация и особенности

Внедорожные мотоциклы: классификация и особенности

Десятки лет технологических достижений подарили мотоспорту множество видов и моделей легких и мощных спортивных мотоциклов. В зависимости от задач, которые ставит перед собой пилот байка, внедорожные машины делятся на разные классы. Внедорожный мотоспорт настолько популярен и развит сейчас, что производители могут себе позволить разработки мотоциклов для каждой конкретной дисциплины и конкретных условий, в которых будет работать байк. Какие же виды внедорожных мотоциклов сейчас самые ходовые в модельных линейках KTM, Honda, Husqvarna, Yamaha, Suzuki, Kawasaki и BMW?

внедорожные мотоциклы

Большинство сторонних наблюдателей отличают внедорожные мотоциклы от городских паркетников или шоссейных машин лишь по отсутствию светотехники, поворотников, стоп-сигнала и номеров. Но основные различия между разными видами и моделями мотоциклов определяет их применение и условия эксплуатации.

enduro motorcycles

Разницу объяснить можно буквально на пальцах. Если мотоцикл для мотокросса используется в дневное время на замкнутой трассе с большим числом трамплинов (резкие ускорения и торможения, прыжки), то мотоциклы для эндуро гонок и эндуро прогулок предполагают катание по длинным трассам с естественными препятствиями и не всегда полностью известным рельефом, в том числе с участками дорог общего пользования.

Какими могут быть внедорожные мотоциклы?

В зависимости от целей райдера, эндуро мотоциклы могут быть «заточены» для езды по дорогам и шоссе в сочетании с офф-роадом, а могут специализироваться на профессиональных мотогонках. И это будут очень отличающиеся друг от друга машины в плане комплектации с учетом требований пилота.

советский мотокросс

В советское время внедорожные мотоциклы «ИЖ» и «Ява» сочетали в себе свойства кроссовых мотоциклов, эндуро байков и скремблеров «в одном флаконе». Десятилетиями они верно служили миллионам мотоциклистов, работая и как машины спортивные, гоночные, и как городские паркетники, и как внедорожники для поездок по лесам, полям и рыбалкам по грязи и грунтовке. Но те времена прошли, можно сейчас о них ностальгировать, но технику выбирать под свои задачи все же специализированную.

Кроссовые мотоциклы

Абсолютно все элементы конструкции и характеристики мотоциклов, предназначенных для мотокросса, соответствуют задаче райдера: развивать большую скорость, уметь резко тормозить, прыгать и выполнять трюки на трассе для мотокросса. Ездить по обычным дорогам на кроссовых мотоциклах нельзя, это машины гоночные. Для мототуризма и эндуро прогулок такие машины не подходят.

Мотоцикл для мотокросса

Из-за трамплинов и прыжков подвеска кроссовых мотоциклов очень жесткая, одноцилиндровый двигатель настроен на максимальную отдачу, электростартера на них нет (есть кикстартер). Равно как  вообще нет светотехники, приборной панели, багажника, аккумулятора. Резина на кроссовых мотоциклах – только шипованная для езды по грунту и бездорожью. Кроссовый мотоцикл – это спортивный тренажер, а не средство передвижения. Для езды на нем необходимо профессиональное ступенчатое обучение с нуля и качественный мотосервис.

Мотоциклы эндуро

Второй по распространенности тип внедорожных мотоциклов – эндуро. Эти машины используют не только как спортивный транспорт, но и для дорожной эксплуатации. Любительские мотоциклы эндуро очень далеки от кроссовых мотоциклов:

  • более мягкая, настраиваемая под себя и разные трассы подвеска;
  • в основном, четырехтактные двигатели;
  • коробка передач с широким диапазоном оборотов;
  • фары, фонари, стоп-сигнал, электростартер, номера ГИБДД;
  • более объемный бензобак.
мотоцикл для эндуро

Двигатели эндуро мотоциклов имеют больший ресурс, потому обслуживание эндуро мотоциклов не столь частое, как у профессиональных спортивных машин. Любительские эндуро имеют широкое распространение, так что прокат и хранение мотоциклов эндуро не вызовут никаких сложностей.

Жесткие эндуро (хард)

Спортивные, жесткие эндуро мотоциклы, даже не имеющие фар и ПТС, вес равно очень далеки от кроссовых мотоциклов, хоть больше всего на них похожи. Радикальное отличие – в мягкой подвеске, для мотогонок эндуро она должна гасить неровности трассы и преодолевать горный рельеф, лесные тропы, бревна, камни, покрышки и прочие препятствия, не отбив при этом руки, спину и пятую точку гонщика.

Жесткий эндуро

Отличаются и двигатели, которые способны работать и на низких оборотах. Жесткие эндуро – спортивная техника, но с гораздо более емким ресурсом эксплуатации, дольше не требующим мотосервиса, чем кроссовые машины.

Дуалспорт эндуро (софт)

Софт-эндуро – это мотоциклы для комфортного катания, мототуризма и небольшого бездорожья в сочетании с обычными трассами. Их отличительные особенности – большие баки для топлива, комфортное сидение для долгой езды, большой ресурс двигателя, довольно большой вес. Эти мотоциклы стоят на учете как транспортные средства и имеют номера и световые приборы, на них вполне реально преодолевать большие расстояния.

эндуро

В качестве подвида софт-эндуро можно рассматривать комфортные городские паркетники эндуро, предназначенные для езды по городскому асфальту и имеющие литые диски (в отличие от спортивных спицованных колес).

Туристические эндуро

Такой вид эндуро мотоциклов разработан для катания по асфальтированным трассам и проселочным дорогам, для путешествий на большие расстояния. Это уже не спортивные внедорожники, а солидные дорожные мотоциклы с большим ходом подвески и хорошей аэродинамикой корпуса. Они тяжелые, потому для бездорожья не предназначены, разве что для лайт-версии таких трасс.

туристический эндуро
Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *